ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
С целью повышения эффективности работы «Центра наглядной профилактики» Брестского областного ЦГЭиОЗ создана страница в социальных сетях «Мы Вконтакте».
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
С целью повышения эффективности работы «Центра наглядной профилактики» Брестского областного ЦГЭиОЗ создана страница в социальных сетях «Мы Вконтакте».
ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Орловская средняя школа»
|
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2023-2026 гг. |
Участники проекта |
Заместитель директора, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры |
Принципы |
1. Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. 2. Деятельный подход: игровой, творческий. 3. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. 4. Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.
|
Информационное обеспечение проекта |
сайт учреждения и информационный стенд. |
Руководитель проекта |
Желенговская Людмила Васильевна, учитель начальных классов, +375292296324 |
Обоснование и актуальность проекта
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
В здании Государственного учреждения образования «Орловская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим. В 2023/2024 учебном году в учреждении насчитывается 75 обучающихся, при проектной мощности здания учреждения – 300 мест. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на уличных спортивных плоскостных сооружениях (футбольное, волейбольная, баскетбольная площадка) и гимнастическом городке. Работает столовая на 44 места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.
Первая смена завтракает:
1-4 классы в 10.35-10.50 , после второго урока, что позволяет в спокойной тихой обстановке принять пищу;
5-7 классы обедают после третьего урока, в 11.30-11.45;
8-11 классы обедают после 4 урока, в 12.25 - 12.40.
1-4 классы, которые посещают ГПД, обедают в 13:45-14.00 1-4 классы, которые посещают ГПД, полдник 16.10-16.25
Обеспечен 100% охват учащихся питанием
В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 40 минут, в начальных класах – 35 минут. В учреждении функционируют 1 группа продленного дня, которые посещали 25 учащихся 1-4 классов. Ежегодно для 25 обучающихся организовывается отдых и оздоровление в пришкольном оздоровительном лагере при учреждении в летний период. На протяжении календарного года учащиеся выезжают на оздоровление и санаторно-курортное лечению за пределы района. Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников Кобринского района и районной круглогодичной спартакиаде детей и подростков по месту жительства. Реализация районных профилактических проектов по здоровому образу жизни нашли своё отражение в следующих видах деятельности: конкурс среди обучающихся «Самый здоровый класс (группа)», проведение тематических мероприятий в рамках акций «Правильная осанка-залог здоровья», «Мой выбор - жить с позитивом», участие в районном конкурсе «Самая здоровая семья». Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Заряжайся позитивом!», тренинги, психо-социальное анкетирование. Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Первый этап: Подготовительный (2023-2024)
Второй этап: Практический (2024-2025). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2025-2026).
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
|
- знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда.
|
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда.
|
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет администрация учреждения.
Медицинское направление предполагает:
Просветительское направление предполагает
Психолого-педагогическое направление предполагает:
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
Диагностическое направление предполагает:
1.Учет состояния детей:
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
3.Урочная и внеурочная работа:
ЗАЦВЯРДЖАЮ Дырэктар школы _______ В.В. Майсюк “__” _________ 2023
План мерапрыемстваў па рэалізацыі праекта
«Школа – тэрыторыя здароўя»
2023/2024 навучальны год
Мэта: фарміраванне ў свядомасці навучэнцаў пазітыўнага стаўлення да свайго псіхічнага і фізічнага здароўя як да найважнейшай духоўна-маральнай каштоўнасці; стварэнне педагагічнага і сацыяльнага асяроддзя, якое спрыяе станоўчай матывацыі педагогаў, навучэнцаў i iх законных прадстаўнiкоў да захавання і ўмацавання здароўя.
Задачы: - вызначыць канкрэтныя праблемы і напрамкі па фарміраванні здаровага ладу жыцця ў навучэнцаў; - стварыць умовы, якія забяспечваюць набыццё навучэнцамі станоўчага вопыту ЗЛЖ праз сістэму выхаваўчай работы і дадатковай адукацыі; - спрыяць пераадоленню шкодных звычак навучэнцаў з дапамогай заняткаў фізічнай культурай і спортам; - выбудаваць сістэму прафілактыкі розных захворванняў; - садзейнічаць фарміраванню ўстойлівых навыкаў ЗЛЖ ў сям'і, негатыўнага стаўлення да шкодных звычак, умення прымаць правільныя рашэнні на карысць здароўя; - ствараць магчымасць навучэнцам дэманстраваць свае дасягненні і намаганні па захаванні здароўя; - адпрацаваць механізм сумеснай працы ўсіх зацікаўленых службаў, накіраваных на захаванне і ўмацаванне здароўя навучэнцаў.
№ п/п |
Змест работы |
Тэрміны |
Адказныя |
Арганізацыя і ажыццяўленне адукацыйнага працэсу, накіраванага на захаванне псіхічнага і фізічнага здароўя ўсіх удзельнікаў адукацыйнага працэсу |
|||
1. |
Маніторынг здароўезберагальнай дзейнасці ўстановы адукацыі пры арганізацыі навучальнага працэсу |
На працягу навучальнага года |
Вярэніч М.А. |
2. |
Арганізацыя адукацыйнага працэсу ў адпаведнасці з нормамі СанПіН (расклад урокаў, перапынкаў, гурткоў, рэжымныя моманты групы падоўжанага дня, нармаванне вучэбнай нагрузкі і аб'ёму хатніх заданняў і інш.) |
На працягу навучальнага года |
Адміністрацыя школы, настаўнікі - прадметнікі, класныя кіраўнікі |
3. |
Стварэнне камфортных умоў для знаходжання навучэнцаў у школьных памяшканнях: забеспячэнне пітнога, цеплавога, светлавога рэжымаў, афармленне і абсталяванне навучальных кабінетаў |
На працягу навучальнага года |
Адміністрацыя школы, настаўнікі - прадметнікі, класныя кіраўнікі |
4. |
Арганізацыя ў рэжыме вучэбнага дня - правільнае размяшчэнне вучняў пры пасадцы; - гімнастыка да ўрокаў (1-4 класы); - фізхвілінкі на ўроках (1-11 класы); - гімнастыка для вачэй на кожным уроку; - рэжым праветрывання; - дынамічныя перапынкі паміж урокамі |
Штодзень |
настаўнікі - прадметнікі, класныя кіраўнікі |
5. |
Маніторынг здароўя дзяцей, планавыя медыцынскія агляды навучэнцаў |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
6. |
Медыцынскае абследаванне навучэнцаў прызыўнога ўзросту |
па тэрмінах ваенкамата |
Класныя кіраўнікі |
Павышэнне здароўезберагальнай кампетэнтнасці ўсіх удзельнікаў адукацыйнага працэсу |
|||
7. |
Круглы стол «Асновы правільнага харчавання». |
Кастрычнік 2023 |
Зельманчук М.П.
|
8. |
Распрацоўка і распаўсюджванне памятак, буклетаў па пытаннях ЗЛЖ |
На працягу навучальнага года |
Жэлянгоўская Л.В. Прындзюк Ф.А. |
9. |
Вывучэнне матэрыялаў інтэрнэт-парталу «Здаровыя людзі» |
На працягу навучальнага года |
Педагогі школы |
10. |
Вывучэнне матэрыялаў раздзела «Культура здароўя» (інфармацыя для насельніцтва) Міністэрства аховы здароўя |
На працягу навучальнага года |
Педагогі школы |
11. |
Нарада пры дырэктары «Вынікі рэалізацыі інфармацыйнага праекта «Школа – тэрыторыя здароўя» за 2023-2024 навучальны год |
Май 2024 |
Вярэніч М.А. |
Мерапрыемствы па захаванні і ўмацаванні здароўя навучэнцаў |
|||
12. |
Правядзенне вучэбных заняткаў «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» |
На працягу навучальнага года |
Настаўнікі пачатковых класаў, Шыкунец І.І. |
13. |
Правядзенне тэматычных тыдняў, інфармацыйных і класных гадзін, пазакласных мерапрыемстваў па фарміраванні здаровага ладу жыцця |
На працягу навучальнага года |
Жэлянгоўская Л.В. Скулавец І.У. Аўсянік В.В. Прындзюк Ф.А. Класныя кіраўнікі |
14. |
Арганізацыя і правядзенне адзіных дзён прафілактыкі з запрашэннем спецыялістаў УАЗ «Столінская ЦРБ», Вялікаарлоўская амбулаторыя |
На працягу навучальнага года |
Жэлянгоўская Л.В. Класныя кіраўнікі |
15. |
Правядзенне адзіных дзён здароўя |
Кожная 2-я субота месяца |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В., класныя кіраўнікі |
16. |
Фотавыстава «Здаровае лета – 2023» у рамках тыдня спорту і здароўя |
11.09.2023 |
Класныя кіраўнікі |
17. |
Тыдзень прафілактыкі суіцыдаў «Жыві з пазітывам» |
Верасень |
Класныя кіраўнікі Прындзюк Ф.А. |
18. |
Мерапрыемствы ў рамках: Міжнароднага дня барацьбы са СНІДам;
|
Снежань |
Прындзюк Ф.А. Класныя кіраўнікі |
19. |
Арганізацыя гарачага харчавання |
Пастаянна |
Адміністрацыя школы |
20. |
Работа аздараўленчага лагера |
У перыяд канікул |
Адміністрацыя школы Класныя кіраўнікі |
21. |
Выстава літаратуры па здаровым ладзе жыцця |
Пастаянна |
Пастбіна В.А. |
22. |
Конкурс буклетаў «Вырасцем здаровымі» |
Красавік |
Прындзюк Ф.А., класныя кіраўнікі |
Прафілактыка шкодных звычак |
|||
23. |
Гутаркі, круглыя сталы па прафілактыцы шкодных звычак |
1 раз у месяц |
Класныя кіраўнікі |
24. |
Прагляд відэаролікаў адпаведнай тэматыкі |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
Спартыўна-масавая і фізкультурна-аздараўленчая работа |
|||
25. |
Аналіз занятасці дзяцей фізкультурай і спортам: - вызначэнне групы здароўя; - уключэнне навучэнцаў у работу спартыўных гурткоў . |
Верасень 2023г. |
Скулавец І.У., Аўсянік В.В., Класныя кіраўнікі |
26. |
Тыдзень спорту і здароўя «Спорт!Здароўе! Прыгажосць!» (па асобным плане) |
04.09.2023-08.09.2023 |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В.
|
27. |
Правядзенне школьнай круглагадовай спартакіяды |
Згодна плану |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В. |
28. |
Правядзенне мерапрыемстваў згодна з календаром спартыўна-масавых і фізкультурна-аздараўленчых мерапрыемстваў |
Згодна плану |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В. |
29. |
Афармленне стэндаў «Спартыўнае жыццё школы», «Беларусь алімпійская» |
На працягу навучальнага года |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В. |
30. |
Удзел у раённых спартыўных спаборніцтвах |
На працягу навучальнага года |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В. |
31. |
Правядзенне алімпійскіх урокаў «Беларусь спартыўная»
|
На працягу навучальнага года |
Скулавец І.У. Аўсянік В.В., класныя кіраўнікі |
Работа з законнымі прадстаўнікамі навучэнцаў па ўмацаванні здароўя дзяцей і дарослых |
|||
32. |
Азнаямленне бацькоў з вынікамі медыцынскага агляду, станам здароўя іх дзяцей, з патрабаваннямі праграм па фізічнай культуры, зместам аздараўленчай работы з дзецьмі ў сям'і на агульнашкольных бацькоўскіх сходах |
Верасень |
Адміністрацыя школы |
33. |
Арганізацыя лекторыяў для бацькоў па прапагандзе здаровага ладу жыцця ў рамках работы бацькоўскага ўніверсітэта |
1 раз у чвэрць |
Міцкевіч М.У. Прындзюк Ф.А. класныя кіраўнікі |
34. |
Індывідуальныя гутаркі аб фізічных уменнях і навыках кожнага дзіцяці, аб значнасці сумеснай рухальнай дзейнасці з дзецьмі і г.д. |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
35. |
Падрыхтоўка памятак для бацькоў: «Прафілактыка плоскаступнёвасці ў дзяцей», «Здароўе – галоўнае багацце чалавека», «Дыхальная гімнастыка», «Прафілактыка парушэння паставы ў дзяцей», «Культура ежы», «Здаровы зрок» |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
36. |
Правядзенне тэматычных класных бацькоўскіх сходаў |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
37. |
Правядзенне сумесных спартыўных мерапрыемстваў з удзелам бацькоў |
На працягу навучальнага года |
Класныя кіраўнікі |
38. |
Своечасовае аднаўленне інфармацыі ў рубрыцы «Здаровы лад жыцця» на афіцыйным сайце школы інфармацыі па здаровым ладзе жыцця |
Пастаянна |
Адміністрацыя школы Сенькавец У.М.
|