Как распознать, что ваш ребенок испытывает психологический стресс?

 

       Гармоничное  развитие ребенка, его личности возможно при сохранении психологического здоровья. Детские эмоции должны быть благополучными.  Желательно, чтобы их было как можно больше для того, чтобы происходило позитивное познание и восприятие окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. По поведению и самочувствию детей,   можно судить о психологическом благополучии и неблагополучии. Ряд поведенческих и соматических проявлений  могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления можно считать  «сигналами аварии» в психологическом здоровье учащихся?

     На наличие эмоционального  психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях,  непоследовательность в поступках,  капризность,  страхи.

Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном  на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.

Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.

Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на  запахи, лекарства, пыль  и некоторые пищевые   вещества в виде кашля, зуда.

Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез), нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа «Кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.           

Такие нарушения могут не осознаваться и не замечаться детьми, и        очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.     

Все указанные признаки неблагополучия могут усиливаться или проявляться в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся острая или длительная психотравмирующая ситуация, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых.      В такие, порой очень непростые периоды  своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей  требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия. В некоторых моментах целесообразно перестроить свое эмоциональное взаимодействие со своим ребенком, вспомнить, может быть,    переживания своего детства для того, чтобы позволить      ребенку с меньшим напряжением адаптироваться    к  окружающему миру и сложным ситуациям.