ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
С целью повышения эффективности работы «Центра наглядной профилактики» Брестского областного ЦГЭиОЗ создана страница в социальных сетях «Мы Вконтакте».
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
С целью повышения эффективности работы «Центра наглядной профилактики» Брестского областного ЦГЭиОЗ создана страница в социальных сетях «Мы Вконтакте».
ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Орловская средняя школа»
|
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2023-2026 гг. |
Участники проекта |
Заместитель директора, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры |
Принципы |
1. Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. 2. Деятельный подход: игровой, творческий. 3. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. 4. Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.
|
Информационное обеспечение проекта |
сайт учреждения и информационный стенд. |
Руководитель проекта |
Желенговская Людмила Васильевна, учитель начальных классов, +375292296324 |
Обоснование и актуальность проекта
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
В здании Государственного учреждения образования «Орловская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим. В 2023/2024 учебном году в учреждении насчитывается 75 обучающихся, при проектной мощности здания учреждения – 300 мест. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на уличных спортивных плоскостных сооружениях (футбольное, волейбольная, баскетбольная площадка) и гимнастическом городке. Работает столовая на 44 места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.
Первая смена завтракает:
1-4 классы в 10.35-10.50 , после второго урока, что позволяет в спокойной тихой обстановке принять пищу;
5-7 классы обедают после третьего урока, в 11.30-11.45;
8-11 классы обедают после 4 урока, в 12.25 - 12.40.
1-4 классы, которые посещают ГПД, обедают в 13:45-14.00 1-4 классы, которые посещают ГПД, полдник 16.10-16.25
Обеспечен 100% охват учащихся питанием
В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 40 минут, в начальных класах – 35 минут. В учреждении функционируют 1 группа продленного дня, которые посещали 25 учащихся 1-4 классов. Ежегодно для 25 обучающихся организовывается отдых и оздоровление в пришкольном оздоровительном лагере при учреждении в летний период. На протяжении календарного года учащиеся выезжают на оздоровление и санаторно-курортное лечению за пределы района. Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников Кобринского района и районной круглогодичной спартакиаде детей и подростков по месту жительства. Реализация районных профилактических проектов по здоровому образу жизни нашли своё отражение в следующих видах деятельности: конкурс среди обучающихся «Самый здоровый класс (группа)», проведение тематических мероприятий в рамках акций «Правильная осанка-залог здоровья», «Мой выбор - жить с позитивом», участие в районном конкурсе «Самая здоровая семья». Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Заряжайся позитивом!», тренинги, психо-социальное анкетирование. Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Первый этап: Подготовительный (2023-2024)
Второй этап: Практический (2024-2025). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2025-2026).
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
|
- знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда.
|
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда.
|
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет администрация учреждения.
Медицинское направление предполагает:
Просветительское направление предполагает
Психолого-педагогическое направление предполагает:
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
Диагностическое направление предполагает:
1.Учет состояния детей:
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
3.Урочная и внеурочная работа: