Особенности полового воспитания ребенка в возрасте от 12 до 18 лет

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Научно-методический центр

«Школа – Семья»

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

В ВОЗРАСТЕ ОТ 12 ДО 18 ЛЕТ

 Развитие сексуальности ребенка в воз-расте 12–18 лет сопряжено с возникновением у него полового влечения. Переживания, которые появляются в связи с этим у подростка, абсолютно новы ему и непонятны. Как следствие, перед ним встает крайне важная задача – совладать со своим половым влечением, то есть научиться им управлять и распоряжаться. Успешность решения этой задачи во многом предопределяет дальнейший характер взаимоотношений человека с представителями противоположного пола (в том числе и с будущим партнером по браку).      

В процессе становления полового влечения подросток сталкивается с рядом типичных проблем, самостоятельно разрешить которые ему сложно. Помощь социально ответственных взрослых здесь оказывается очень кстати. Именно они могут снабдить подростка знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного преодоления возникших трудностей.

Основным ключом к выбору взрослы-ми правильной позиции по отношению к ребенку, находящемуся в процессе полового созревания, является понимание тех типичных подростковых проблем, которые затрудняют совладание с развивающимся половым влечением. Ниже приводится перечень этих проблем.

Сложность принятия новых чувств

 Чувства влюбленности и любви являются абсолютно незнакомыми для подростка переживаниями. Столкнувшись с ними, он испытывает растерянность и недоумение, тем более, что зачастую оказывается застигнутым врасплох несколькими влюбленностями одновременно. Он не в состоянии понять, есть ли среди них любовь, а если есть, то чем она отличается от остальных влюбленностей; и что вообще делать с нахлынувшими чувствами. Поэтому подросток с готовностью откликается на те школьные мероприятия, в которых воспитатели предлагают обсудить тему любви и влюбленности (особенно когда это обсуждение затрагивает сокровенные переживания аудитории и про-исходит в форме дискуссии, а не назиданий).

Страх перед сексуальной инициацией

 Несмотря на ранний сексуальный дебют, современные подростки испытывают серьезные опасения в связи с шагом во взрослую жизнь. Они готовы обсуждать данную тему с разных позиций и усваивать достоверную информацию, поставляемую взрослыми. Эту готовность надо использовать для формирования у подростков ответственного сексуального поведения. Ответственным же поведение может быть лишь при наличии у человека всей необходимой информации для принятия обдуманного и хорошо взвешенного решения. Поэтому и подростки, и взрослые заинтересованы в честном и многостороннем обсуждении та-ких тем, как первая сексуальная близость и ее возможные последствия (положительные и отрицательные), планирование семьи и контрацепция, психология и физиология интимной близости, любовь и супружество. Ошибочным следует считать мнение, будто утаивание от подростка информации интимного свойства убережет его от безответственных решений.

Подростковая мастурбация

Онанизм, связанный с периодом полового созревания (возраст 13–17 лет), обусловлен возникновением полового влечения и невозможностью удовлетворить его иным способом. Этот вид мастурбации прекращается после начала регулярных сексуальных контактов. В настоящее время принято считать, что онанизм периода юношеской гиперсексуальности выполняет компенсаторную функцию, то есть играет роль своеобразного предохранительного клапана. Он, наряду с ночными семяизвержениями (поллюциями), позволяет подростку избавиться от субъективно тягостного сексуального напряжения, не вступая в случайные поло-вые связи. Поэтому, столкнувшись с проявлениями подростковой мастурбации, взрослым лучше обойти вниманием такую ситуацию. Не надо делать ее предметом обсуждения. И ни в коем случае нельзя за это ругать, высмеивать или наказывать подростка.

Беспокойство о репродуктивном здоровье

Данная особенность подростковых переживаний напрямую связана с предыдущей темой. Однако кроме разговоров о планировании семьи и контрацепции она подразумевает обсуждение целого ряда дополнительных вопросов, как-то: инфекции, передающиеся половым путем, травмы и воспалительные заболевания половых органов, интоксикации (в том числе наркотические, алкогольные и никотиновые), гигиена тела и интимной близости, аборты. Неоценимую лепту в освещение данных вопросов могут внести приглашенные на внеклассные мероприятия врачи разных специальностей.

Коммуникативная некомпетентность

Неумение корректно и продуктивно общаться с представителями противоположного пола является существенным препятствием на пути становления и последующей реализации полового влечения. Больше того, отсутствие коммуникативных навыков крайне пагубно отражается в последующем на супружеских отношениях человека. В связи с этим обучение подростка умению общаться становится важнейшей задачей полового воспитания в данном возрасте. Несомненно, наиболее эффективными являются организованные психологами тренинги. Однако информирование о закономерностях и приемах общения, разъяснение механизмов их действия и личный пример являются средствами обучения, доступными любому социально ответственному взрослому.

Синдром «гадкого утенка»

Физическое развитие подростка характеризуется диспропорциональностью. Очень часто темпы роста разных частей тела рассогласовываются.

Подобные телесные метаморфозы очень болезненно переживаются подростком, поскольку сильно осложняют его притязания нравится представителям противоположного пола. Движимые желанием быть привлекательными, старшеклассники активно интересуются модой. Они осмысливают и осваивают возможности макияжа и парикмахерского искусства, целенаправленно ищут информацию о косметических средствах ухода за кожей. Если обо всем этом с детьми будут говорить специалисты – модельеры, стилисты, имиджмейкеры и косметологи – подростки не только получат ценные сведения по интересующим их вопросам, но и разовьют в себе эстетический вкус. И то и другое будет очень полезным в их взрослой жизни.

Осуществляя половое воспитание под-ростков, нельзя сводить его к назиданиям, увещеваниям и морализаторству. «Достучаться» до сознания подростка можно только объяснением и обоснованием. Игнорирование этого факта ведет к возникновению отчужденности между воспитателем и воспитуемым.      

 

Составитель:

канд. психол. наук, доцент

Г.В. Лагонда