Особенности полового воспитания ребенка в возрасте от 5 до 13 лет

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Научно-методический центр«Школа – Семья»

  

Особенности полового воспитания ребенка

в возрасте от 5 до 13 лет

Развитие сексуальности ребенка в возрасте 5–13 лет сопряжено с решением им  важнейшей жизненной задачи – освоением гендерной (половой) роли. Мальчики учатся вести себя как подобает мужчинам. Девочки осваивают модель женского поведения. От того, насколько успешно будет решена данная задача, во многом зависит характер взаимоотношений человека с представителями противоположного пола в целом и с супругом (супругой) в частности.

Источники информации для ребенка

о содержании половых ролей

Значимые взрослые. В первую очередь ими являются родители и другие уважаемые ребенком члены семьи. Вторая по значимости категория взрослых – педагоги (воспитатели, учителя, тренера, руководители секций по интересам). Своим примером они демонстрируют воспитанникам, каким образом должны вести себя мужчины и женщины;

            Сверстники. Детям младшего школьного возраста свойственны игры в однополых группах. Общаясь и играя в однополой группе, они получают возможность проверить приемлемость и действенность усваиваемой в родительской семье модели полоролевого поведения.

            Детская литература. В первую очередь имеются в виду народные сказки и народный эпос. Они изобилуют персонажами, которые являются идеальными для соответствующей культуры образцами мужественности и женственности. Беря с них пример, ребенок осваивает соответствующую его полу модель поведения.

            Игрушки. В обществе существуют четкие представления о том, в какие игры должно играть мальчикам, а в какие – девочкам. Эти игры непосредственно связаны с содержанием гендерных ролей, отводимых социумом мужчинам и женщинам.

            Языковые средства. Мужчина и женщина по-разному представлены в языке и по-разному его используют. К примеру, привилегированное положение сильного пола находит свое воплощение в том, что начальная форма многих частей речи выражается словом мужского рода, и в том, что в названиях большого числа профессий просто не предусмотрен термин рода женского.

            Фэйсизм. Данный термин фиксирует существующую в культуре традицию при изображении мужчин делать акцент на лице, а при изображении женщин – на теле. Тело обычно ассоциируется с такими женскими характеристиками, как чувственность, эротика, природная стихия и иррациональность. Лицо же воспринимается в качестве центра душевной жизни, «вместилища» интеллекта и рационального начала, личностной идентичности, что считается типичной особенностью мужчин.

Основным ключом к выбору взрослыми правильной позиции по отношению к освоению ребенком половой (гендерной) роли является умение эффективно использовать вышеперечисленные источники информации.

Мы живем в эпоху изменения содержания половых ролей. Поэтому отдельные источники поставляют детям противоречивую информацию. В такой ситуации задача взрослых – решить, каким именно они хотят видеть ребенка и соответствующим образом эти источники умело использовать.

 

Рекомендации значимым взрослым

♦В первую очередь значимые взрослые сами должны быть образцами мужественности и женственности. Словам дети доверяют в меньшей степени, чем примеру поведения, которое демонстрируют взрослые в реальной жизни. Особая роль здесь принадлежит родителям. Беря с них пример, сыновья в возрасте 5–10 лет эмоционально сближаются с отцами, а дочери – с матерями. Благодаря этой близости дети получают возможность постоянного доступа к образцу осваиваемого ими поведения.

            ♦ Следует обращать внимание на круг общения ребенка. Порой, вместо того чтобы способствовать становлению мужественности (женственности), оно сформирует у детей отклоняющее поведение. В подобных случаях необходимо предпринимать усилия для изменения ситуации. При решении этой задачи следует соблюдать осторожность и избегать авторитарного давления на ребенка. Круг общения менять легче, если действовать опосредованно и ненавязчиво. К примеру, можно организовать посещение луна-парка совместно с теми детьми, общество которых представляется более предпочтительным.

♦ Необходимо позаботиться о том, чтобы среди книг, читаемых ребенку, были те персонажи, которые демонстрируют привлекательные образцы мужского и женского поведения. Свою функцию источника гендерно-ролевой социализации они выполнят в том случае, если на них будет акцентировано внимание. Этому способствует обсуждение книги, пересказ наиболее ее интересных моментов, предложение нарисовать главных героев или вылепить их из пластилина. То же касается мультипликационных и художественных фильмов, которые предлагаются вниманию ребенка.

            ♦ Правильный подбор игрушек также способствует своевременному и адекватному освоению детьми половой (гендерной) роли. Причем важно не просто подарить мальчику машинку, а девочке куклу. Важно увлечь ребенка данной игрой. Родители часто самоустраняются от совместных игр с детьми. Множеством игрушек они откупаются от необходимости проводить время с ребенком. А затем мамы искренне удивляются, почему при наличии огромного количества девчачьих игрушек их дочки предпочитают играть в футбол с соседскими мальчиками.

            ♦ Формированию полоролевого поведения могут способствовать специально организованные мероприятия. Примером таковых могут служить конкурсы «А ну-ка, девочки» и «А ну-ка, мальчики». При этом важно, чтобы предлагаемые конкурсы ориентировали мальчиков на демонстрацию умений выполнять мужскую работу (забивание гвоздей, выпиливание лобзиком и т.п.), а девочек – на женские виды труда (пришивание пуговиц, чистка картофеля и т.п.). При таком подборе заданий станут победителями (а значит, будут пользоваться популярностью у сверстников и являться образцом для подражания) те мальчики и девочки, чье поведение лучше всего соответствуют представлениям о мужественности и женственности.           

            Взрослым следует избегать непоследовательности в поведении, противоречивых высказываний. Если отец на словах учит сына быть смелым, а сам отличается трусостью, если по отношению к маме он то нежен, то жесток – освоение мальчиком модели мужского поведения существенно затрудняется. То же можно сказать о девочке, чья мать учит дочь быть ласковой, но при встрече с мужем не находит для него ни одного приветливого слова. Необходимо помнить, что, повзрослев, дети будут строить свои супружеские отношения по образцу родительских семей.

 Составитель:

канд. психол. наук, доцент

Г.В. Лагонда